Невидимая пыль на самом деле не так уж безобидна, особенно когда речь идет о рабочих узлах автомобиля. Попадая внутрь механизма, ее частицы выступают сильнейшим абразивом. Влага вызывает появление коррозии, а затем ржавчина медленно, но уверенно разрушает шаровую опору, рулевую тягу или другой подверженный высокой нагрузке узел. Предотвратить этот процесс могут специальные защитные чехлы: собственно, вот для чего и нужны пыльники – маленькие, да удаленькие «защитники» деталей авто.
По внешнему виду комплектующая представляет собой гибкий защитный кожух конусообразной или кольцевидной формы либо трубку с гофрированной поверхностью. Чтобы чехол не соскальзывал с рабочего узла и обеспечивал абсолютную герметичность, его с обеих сторон зажимают кольцами, а зажимы плотно затягивают. Встретить такие детали в конструкции автомобиля можно на ШРУСе, рулевой тяге, амортизаторах и иных агрегатах, для работы которых частицы пыли губительны.
Эти запчасти, наверное, как никакие иные, активно подвергаются механическим воздействиям: для этого они, собственно, и придуманы. К появлению на них микротрещин и потертостей следует быть готовым всегда. Поэтому проверять состояние «защитников» нужно с определенной периодичностью. Практика показывает, что проблема часто обнаруживается с большим опозданием, когда вопрос, как поменять пыльник, уже не актуален, и приходится производить замену всего рабочего узла.
У опытных автомобилистов вопрос, зачем нужны пыльники, как правило, не возникает, равно как и проблемы с их заменой. К примеру, в случае с рулевой рейкой достаточно открутить болты рулевых тяг, снять хомут и аккуратно стянуть резиновую комплектующую. При сборке же – немного покрутить «штурвал», чтобы болты крепления оказались на своих штатных местах. 10–15 минут – и готово!
Затруднения чаще возникают со ШРУСом – шарнирами равных угловых скоростей – на авто с передним приводом. В этом случае нужно демонтировать вал для извлечения наружного и внутреннего шарниров. После удаления старой новую запчасть надевают узкой стороной и выворачивают, ШРУС стыкуют с валом и лишь после этого на него надевают широкую сторону. Финишная точка – затягивание хомутов и сборка рабочего механизма в обратной последовательности.
Менять эти комплектующие нужно примерно раз в год. Однако частое движение по бездорожью, как и другие нестандартные способы эксплуатации, – очевидный повод удостовериться, что детали не повреждены. Именно в таких условиях они изнашиваются быстрее всего.