Изобретенное 55 веков назад колесо на самом деле продолжают совершенствовать до сих пор. И яркое подтверждение тому – множество видов колесных дисков на авто, воплотившие в себе новые конструкторские разработки. Какие же модели и сплавы этих комплектующих представлены на рынке сегодня? В чем их особенности и можно ли, наконец, сказать, что колесо изобретено окончательно и бесповоротно?
Большинство производителей комплектует свои авто штампованными стальными колесными дисками, замена которых обходится относительно дешево. Название «штамповка» говорит само за себя, и ожидать особой эстетики от них, увы, не приходится, разве что установить специальные колпаки. Весят такие изделия значительно больше, чем аналоги из других материалов, и это приходится принимать как данность: уменьшение толщины стального листа привело бы к снижению прочностных характеристик колесной базы.
Однако стоит отдать должное этому варианту хотя бы потому, что такие детали при попадании в яму не раскалываются, а гнутся. Подобные деформации легко поддаются восстановлению, а значит, удастся сэкономить на покупке новых комплектующих.
Прежде всего, небольшим весом. Алюминиевое изделие, изготовленное по технологии литья, легче примерно на 25 %, чем стальное, что эквивалентно в среднем 1 кг. Исключением могут быть только детали турецкого производства, которые весят столько же, сколько и штампованные.
Почему это важно? Снижение массы неподрессоренных элементов делает ход автомобиля более плавным, оптимизирует торможение и разгон. Автолюбители отмечают также уменьшение расхода топлива и менее интенсивный износ составляющих трансмиссии, а все из-за, казалось бы, небольшой разницы в массе. Но и это еще не все.
Изготовленные из алюминиевого или магниевого сплава оригинальные колесные диски разных размеров с оптимальными показателями теплопроводности лучше отводят тепло от тормозных механизмов, обладают отличными антикоррозийными свойствами, да и выглядят гораздо привлекательнее штампованных. Однако красота эта на самом деле достаточно хрупкая: попав в яму, изделие покроется микротрещинами и вскоре расколется, а мастера в автосервисе только разведут руками: «А что вы хотели? Литые…». Выход один – заказывать «А что вы хотели? Литые…». Выход один – заказывать новые, выложив за них, кстати, значительно больше, чем за «сталь».
Кованые модели получают из тех же сплавов методом горячей штамповки. Благодаря механической и термической обработке они приобретают невероятную прочность и антикоррозийную стойкость, не трескаются при ударе, при этом весят примерно так же, как литые. «Расплачиваться» за это приходится опять-таки эстетикой: штамповка не позволяет внести в дизайн той «искорки», о которой мечтают некоторые автомобилисты. Однако даже в таком исполнении выглядят они вполне стильно и элегантно.
«Вот если бы были диски, которые совмещали прочность кованых и красоту литых!» – подобные мысли временами мелькают у многих водителей. А ведь такие разработки тоже есть! Они называются комбинированными и состоят из кованого обода и литой основы. При широких возможностях дизайна прочностные характеристики остаются на достойном уровне, как, собственно, и цена – достаточно высокая.
Как видим, на суд потребителя представлены совершенно разные модели, удовлетворяющие запросы как практичных, так и сверхтребовательных к эстетике владельцев Lincoln, Pontiac, Buick и т.д. Главное правильно расставить приоритеты и не экономить на собственной безопасности.