Примерно так выглядит скрытая от глаз выхлопная система авто в стандартной комплектации
Нестабильная работа двигателя, сопровождающаяся громким «ревом» и появлением копоти на деталях, вызывает неподдельную тревогу у любого автомобилиста. Чтобы суметь грамотно идентифицировать непонятные сигналы, не помешает разобраться с устройством выхлопной системы автомобиля, которую в простонародье ошибочно нарекают «глушителем». Почему такое название не совсем верно, как же функционирует и…
Какие функции выполняет этот механизм?
- В первую очередь он делает выхлопные газы гораздо менее токсичными, и они не загрязняют атмосферу. Сложно даже представить, какую угрозу таят в себе сотни тысяч транспортных средств и их «продукты жизнедеятельности» в условиях современных мегаполисов.
- Именно этот рабочий узел способствует снижению уровня шума в авто, повышая тем самым комфортность езды.
- Отработавшие испарения выводятся за пределы салона и не оказывают отрицательного влияния на дыхательную систему пассажиров.
- Как бы странно это ни звучало, но одна из функций конструкции, в частности, в спортивных моделях – эстетичная: останавливая свой выбор на экстраординарных видах колесных дисков, некоторые автовладельцы вдобавок специально усовершенствуют своих «железных коней» таким образом, чтобы придать их внешнему виду большей агрессивности.
Однако только исправная и грамотно отрегулированная выхлопная система авто выполняет все те функции, о которых шла речь. Каков же принцип действия и какие элементы участвуют в этом незаметном со стороны процессе?
6 обязательных составляющих
Некоторые выхлопные трубы не просто выполняют свои прямые функции, но еще и являются гордостью автовладельцев
- Вывод отработанных, но не сгоревших газов начинается с коллектора. Именно сюда продукты распада поступают под высоким давлением.
- Следующее звено – приемная труба, соединяющая коллектор с катализатором. Температура воздуха здесь может достигать и 1000 °С.
- Катализатор служит для снижения токсичности выхлопов, окончательно сжигая несгоревшие вредные соединения.
- Непосредственно в снижении уровня шума участвует резонатор.
- Средняя труба выполняет функцию соединения резонатора с глушителем. Элемент часто имеет причудливую разветвленную форму, что вызвано необходимостью повторить геометрию днища кузова так, чтобы можно было органично разместить там остальные узлы и агрегаты.
- И, наконец, глушитель (лишь одна из составляющих всей конструкции!), в котором звукопоглощающим материалом выступает специальное волокно.
Одна из разновидностей коллектора – так называемый «паук», в котором изгибы труб более плавные. Такая модификация способствует снижению сопротивления газового потока, поэтому ее часто устанавливают вместо штатного аналога в спортивных автомобилях.
Роль резонатора
«Вспомогательный глушитель» (именно так окрестили его в народе) представляет собой многослойную структуру из цельных камер, соединенных трубопроводами с разными отверстиями. Акустический эффект сглаживается за счет того, что частота колебаний резонансной пары (камеры и трубопровода) не совпадает с выхлопными колебаниями. В целом в основе устройства резонатора выхлопной системы заложены те же принципы, что и в глушителе.
- При прохождении через камеры воздух то расширяется, то сужается, за счет чего и выравниваются низкочастотные пульсации.
- Благодаря изменению направления потока происходит гашение высоко- и среднечастотных звуков.
- В процессе также участвуют перфорационные отверстия в трубопроводах.
В устройстве выхлопной системы автомобиля нет ни одного малозначимого компонента. Так, эффективность работы резонатора напрямую зависит от чистоты глушителя и состояния катализатора. А сам «борец с шумом» оказывает влияние на полезную мощность двигателя. Неисправные элементы этого узла независимо от марки машины, будь то Ford или Lincoln, – прямой путь к другим поломкам, далеко не таким безобидным, как трещина на стекле или царапина на кузове.